Баббит

Баббит

Промышленные машины и оборудование не обходятся без использования узлов вращения, в которых используются подшипники скольжения и качения (шариковые, роликовые, игольчатые). Обеспечить максимальную износостойкость и увеличить время службы таких узлов возможно применением разных материалов, в том числе – баббитов.

Среди множества применяемых в промышленности сплавов баббит занимает важное место как антифрикционный материал широкого спектра применения.

Баббит, цена которого у нашей компании невысока, представляет собой сложнокомпонентный сплав твердых и мягких металлов, применяемый в нагружаемых подшипниках качения\ скольжения для увеличения срока службы благодаря своим антифрикционным свойствам. Баббит, согласно ГОСТу 1320-74 – сплав свинца и олова с разнообразными легирующими добавками.

Свойства и применение

Производство баббита по ГОСТу 1320-74 предполагает применение в качестве базовых металлов свинца или олова – от их количества будут зависеть характеристики получаемого сплава. Свинец в химическом составе обеспечивает высокую пластичность материала и его износостойкость, а добавки в виде меди, кальция и других металлов или неметаллических элементов придают сплаву твердость.

Такое сочетание обеспечивает необходимые свойства баббита – при заливке в подшипник (на дорожки качения внутреннего и наружного кольца) мягкие металлы придают антифрикционные характеристики, обеспечивают равномерность прилегания вала, а твердые частицы принимают на себя нагрузки.
Баббиты всех марок обладают такими свойствами:

  • температура плавления баббита невысока (от 240 градусов);
  • отличные антифрикционные характеристики;
  • высокая износостойкость;
  • более доступная цена в сравнении с хромистыми конструкционными сталями.

Баббит выпускается различных марок – по ГОСТу 1320-74 предусмотрен выпуск 6 основных разновидностей, основные отличия которых в химическом составе. Основными видами баббитов являются:

  • свинцовые, с преобладание в химическом составе свинца (марки Б16, БН, БС6). Отличаются высокой температурой плавления, пластичностью и износостойкостью. Присадками по стандарту служат олово, медь, сурьма, а также в марке БН – кадмий, никель и мышьяк;
  • оловянные (марки Б88, Б83, Б83С) имеют большую прочность и наилучшую износостойкость при более низких температурах плавления. Легирующими добавками выступают в основном сурьма и медь, а для марки Б83С также и свинец.

Кроме того, распространенными являются баббиты на свинцовой основе с легированием кальцием – они обладают большей плотностью и меньшей теплопроводностью в сравнении с другими марками свинцовых сплавов. 

Преимущество кальциевых баббитов – их наиболее низкая цена.

Производство баббитов всех марок осуществляется из вторичного или первичного сырья – качество получаемых заготовок практически не зависит от использованного полуфабриката. 

Поставляется антифрикционный материал в чушках строго установленной формы с массой до 22 кг. Кроме ограничения по массе стандартом предусмотрено разделение каждой чушки на отдельные фрагменты для удобства дальнейшего применения.